Правительство отменило приватизацию 14 региональных типографий, опасаясь их продажи с дисконтом и последующего перепрофилирования. Теперь на их базе планируется создать издательско-полиграфический холдинг. Активы находятся в разном состоянии и некоторые из них возродить уже нельзя, считают участники рынка.
Правительство отменило приватизацию 14 региональных типографий, находящихся под управлением ЗАО “Российские газеты”. Соответствующее поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова принято в конце декабря 2016 года, подтвердил его представитель. Из этих активов, которые раньше существовали независимо друг от друга, будет создан новый холдинг, его стратегией будут заниматься Росимущество и Минкомсвязи. В Росимуществе подтвердили эти планы: агентам даны поручения отменить продажу девяти полиграфических предприятий, в отношении еще пяти изданы распоряжения “об отмене решений об условиях приватизации”. Представитель “Российских газет” был недоступен для комментариев.
Среди этих предприятий — АО “Янтарный сказ”, АО “Издательско-полиграфическая фирма “Ставрополье””, ОАО “Издательство “Кавказская здравница””, ОАО “ИПК “Звезда””, ОАО “Тюменский дом печати”, ОАО “ИПК “Дальпресс”” и др. Например, ИПК “Звезда” планировалось продать по начальной стоимости в 233 млн руб., “Тюменский дом печати” — 280 млн руб., ОАО “ИПФ “Воронеж”” — 276,7 млн руб., ОАО “Издательство “Советская Кубань”” — 495 млн руб. По данным Kartoteka.ru, совокупная выручка 14 компаний за 2015 год составила 3,47 млрд руб., чистая прибыль — 157,59 млн руб., при этом об убытке отчитались всего две компании.
Региональные типографии были переданы “Российским газетам” еще в 2008 году, тогда ЗАО получило контроль над 26 предприятиями. Сейчас их планируется объединить в одно юридическое лицо, что позволит упростить финансирование и кредитование, пояснил начальник управления государственного имущества и правового обеспечения Роспечати Михаил Арзаманов. Он говорит, что отмена приватизации вызвана тем, что полиграфические активы продаются по минимальным ценам со значительным дисконтом, при этом “остается чрезвычайно высокой вероятность перепрофилирования типографий после их продажи”. Для покупателей полиграфическое производство является скорее обременением, нежели целью инвестирования, считают в Роспечати. Создание холдинга приведет к повышению инвестиционной привлекательности региональных типографий, уверен господин Арзаманов.
“У полиграфических предприятий низкая рентабельность, это сложный бизнес, требующий закупок дорогого оборудования, поэтому, как правило, покупателям интересна в первую очередь недвижимость”,— подтверждает президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Сергей Моисеев. По его словам, ГИПП также обращалась к правительству с просьбой отменить приватизацию типографий.
Стратегия развития типографий будет предусматривать формирование на их основе холдинга, одной из основных задач которого будет реструктуризация активов, при необходимости перевод производства из центров городов в более подходящие для этого промышленные районы, модернизация парка печатного оборудования, добавляет Михаил Арзаманов. Все мероприятия по реструктуризации и модернизации будут проходить за счет самих предприятий без бюджетного финансирования, подчеркивает он.
В отмене приватизации может быть и интерес местного бизнеса и элит — “тех, кто контролирует финансовые потоки и недвижимость этих предприятий”, считает гендиректор ИПК “Парето-Принт” Павел Арсеньев. По его словам, сейчас состояние региональных типографий разное, некоторых, таких как издательство “Советская Кубань”, “очень неплохое”, некоторых “вполне плачевное”. Господин Арсеньев сомневается, что типографии получится успешно развивать, за исключением отдельных предприятий. К примеру, на сайте “Янтарного сказа” в качестве основной деятельности уже указана аренда помещений, отмечает он. “Лет десять назад это было хорошее полиграфическое предприятие. Возродить там уже ничего нельзя, а недвижимость осталась и сдается в аренду”,— констатирует господин Арсеньев.
Газета “Коммерсантъ” №46 от